|
На пути победного шествия HTML5 стоят только проблемы Mozilla с видео и неторопливость разработчиков Internet Explorer. Впрочем, недавний анонс IE9 даёт повод надеяться на то, что и этот браузер рано или поздно будет поддерживать заветные стандарты.
Тег canvas – одно из главных новшеств HTML5. С его помощью можно встраивать в страницы векторную графику и управлять ей при помощи JavaScript. В сочетании с тегами video и audio он позволяет полностью избавиться от плагинов вроде Adobe Flash или Microsoft Silverlight.
Когда Flash только появился, он заметно опережал своё время. Только представьте: единственным средством создания веб-анимации тогда были файлы GIF, веб-страницы верстались при помощи таблиц, а для их просмотра использовалось модемное соединение и Netscape Navigator.
С тех пор никаких революционных изменений во Flash не произошло. Улучшались, главным образом, средства, доступные разработчикам, а с пользовательской точки Flash каким был, таким и остался. Это значит, что присущие ему недостатки тоже никуда не делись.
Создатели Flash одно время надеялись, что от встраивания в страницу флэш-окошек с анимацией веб-разработчики постепенно перейдут к созданию целых сайтов на Flash, однако этого так и не произошло. Flash все так же плохо сочетается с веб-страницами и интерфейсом браузера, как и раньше.
Примеров плохой совместимости множество. Сайты, сделанные на Flash игнорируют браузерные кнопки "назад" и "вперед", из флэша невозможно вынуть картинку и перетащить её в другую программу, по тексту нельзя искать поиском, встроеннвм в браузер, да и поисковики хуже индексируют содержимое роликов, чем обычный HTML.
Зато плюсы Flash, которые были важны в девяностые годы, сегодня выглядят не столь актуальными. Собственный формат плеера Flash помогает уменьшить размер роликов - во времена модемного соединения это было крайне востребованным свойством. Сегодня векторную анимацию почти всегда можно заменить на видео, и пользователи даже не заметят разницы в скорости загрузки.
Объём роликов и производительность плеера по-прежнему важны, когда речь идёт о мобильных устройствах, но и тут дела у Adobe идут не особенно хорошо. Главная проблема связана с Apple, запрещающей делать плеер Flash для iPhone OS. На презентации iPad глава Apple Стив Джобс открыл на новом устройстве несколько сайтов, где вместо видеоплееров на Flash и флэшовых баннеров зияли пустые квадраты – явный намёк веб-мастерам на то, что ситуация не исправится.
В Apple делают ставку именно на HTML5, а к Flash относится крайне прохладно. Считается, что причина этого в нестабильности плагина и его несоразмерно высоких требованих к ресурсам. В Adobe, впрочем, нашли лазейку, которая помогла флэш-приложениям всё же пробраться в iPhone OS. Средства разработки Flash теперь предусматривают возможность превращать ролики в родные программы для iPhone.
По сути, даже сама Adobe не должна быть уж очень заинтересованный в выживании флэш-плеера. Компания вынуждена тратить ресурсы на поддержание бесплатного плеера, а зарабатывает на продаже средств разработки. Если разработчики продолжат мигрировать с Flash на HTML5, компании рано или поздно придётся последовать за ними. В итоге выиграет и Adobe, и разработчики, и пользователи.