|
Итак, начнем:
Город под куполом
Архитектор и футуролог Р. Бакминстер Фуллер (R. Buckminster Fuller) верил, что в один прекрасный день города, расположенные в холодных регионах, можно будет скрыть под геодезическим куполом. Под куполом, по его мнению, можно было бы изменять температуру, устроив в городе лето в разгар зимы. Фуллер серьезным тоном рассуждал на тему окупаемости такого купола, по его мнению, колпак над Нью-Йорком (в 60-х годах) окупился бы всего за десятилетие – ведь в городе больше не будет снега, следовательно, государству не нужно будет затрачиваться на его уборку.
Вдобавок к регулировке температуры в купола можно встроить фильтры, предотвращающие проникновение бактерий извне, что с точки зрения современной науки является довольно смешной задумкой.
Еда в пилюлях и сэндвич из водорослей
В 1950-х и 1960-х эксперты думали, что обычное производство продуктов питания в будущем будет неспособно обеспечить население планеты пищей. По их мнению, логичным решением «будущего кризиса» могло стать производство в промышленных масштабах пилюль, в которых были бы заключены все питательные вещества, содержащиеся в нашем дневном рационе. Более того, столетие назад даже начали проводить исследования в данном направлении.
Также в то время имела право на жизнь мысль о том, что в будущем человек может питаться самой простой пищей, которую можно придумать: водорослями и планктоном! Ученые верили, что в один прекрасный момент все мы будем иметь аквариум с водорослями на крышах нашего дома. Другие думали, что мы сможем послать роботов в моря и океаны, где они будут собирать «урожаи» водорослей подобно комбайнам, собирающим пшеницу.
Летающие автомобили
Для футурологов летающие машины – это старая и самая лакомая тема. Еще в 1909 фантасты верили, что в недалеком будущем люди будут пользоваться комбинированными транспортными средствами. Например, они думали, что инженеры подобно хлебу с маслом соединят небольшой самолет с автомобилем, так, чтобы автомобиль выполнял как бы роль шасси самолета. И, несмотря на то, что еще с тех времен ведутся разнообразные разработки на эту тему, и в наши дни уже есть сносные прототипы, рано ожидать, что ваша «Хонда» обзаведется крыльями.
Пилюли знаний
Ученые из университета Мичигана в 1960 году, тренировавшие червей электричеством, обнаружили, что «соседи по банке», нетренированные черви, приобретали знания, съедая своих наученных сородичей. Исследователи решили, что память передается посредством РНК, химически схожей с ДНК, отвечающей за генетические функции в клетках. Такое открытие привело к появлению спекуляций на тему «пилюль знаний». Журналисты утверждали, что для изучения, скажем, Испанского, в скором времени будет достаточно выпить несколько таблеток.
Атомные взрывы для «мирных целей»
В 1950-х годах, когда атомное оружие было в новинку, ученые думали над способами использовать «атом в мирных целях» — среди предложений была идея использовать атомные бомбы для земляных работ, то есть, грубо говоря, атомными бомбами собирались рыть ямы для титанических строительных проектов. Так никогда и не реализованный проект назывался «Project Plowshare», его предназначением была демонстрация не только военной мощи Америки, но и мощи ее индустриальной.
Искусственные океаны
В конце 1960-х у США появились планы использовать реку Амазонку для заполнения нескольких резервуаров, которые собирались вырыть в южной Америке (возможно, для этого использовали бы атомные взрывы из прошлого пункта). В конечном итоге, по замыслу прожектеров, инженеры должны были создать «наземный океан». Планирование зашло довольно далеко, однако проект был отменен. С проектом обнаружились проблемы: французский инженер в ходе расчетов обнаружил, что такие объемы воды, искусственно помещенные в зону экватора, могут повлиять на скорость вращения планеты Земля.
Подводные колонии
В 1960-х годах инженеры поняли, насколько (было бы) выгодно добывать нефть и другие минералы в глубоких морях. Некоторые думали, что такой соблазн (безграничные запасы полезных ископаемых) неизбежно приведет к созданию подводных городов, которые будут населять нефтедобытчики, шахтеры, инженеры и, вероятно, их семьи. Главной задачей того времени было создание искусственных «жабр», которые снабжали бы подводные станции кислородом, избавляя от надобности затрачиваться на дорогостоящее оборудование, обеспечивающее доставку воздуха с поверхности моря. В 1964 году, на Всемирной Выставке, проходившей в США (Нью-Йорке), компания General Motors спонсировала стенд с макетами «подводных домов», у которых, конечно же, стояли «подводные машины» понятно какой марки.
Автомобили с автопилотом
По многим прогнозам прошлого, сейчас мы должны читать газеты и смотреть кино, сидя за рулем наших автомобилей. В 1939 году, например, на все той же Всемирной Выставке, прошедшей в Нью-Йорке, один из стендов показывал идею с автомобилями без водителей – по мнению организаторов стенда, авто должны были управляться по радио с центральной вышки. И только спустя шестьдесят лет инженеры продемонстрировали на отдельно взятом шоссе в Сан Диего движение автомобилей без водителей. Машины управлялись компьютерами, «ушами» и «глазами» для «электронных мозгов» выступали незамысловатые сенсоры. Также с 2004 года DARPA устраивает так называемый Grand Challenge, где автомобили передвигаются в искусственно построенном городе, нащупывая путь современнейшими датчиками, лазерными сканерами и видеокамерами. Управление на себя принимают современные мощные компьютеры, способные переваривать массу данных в одно мгновение, распознавать образы на изображениях и предотвращать столкновения, ведя машину к цели по заданному маршруту. Добавьте сюда навигацию по GPS, и вы получите технологию, хоть и не внедренную на сегодняшний день, но имеющую большие перспективы.
Видеофон
Комбинация телефона и телевизора. Светлая мечта фантастов. Над этой технологией исследователи начали работать еще с 1920-х годов, уже в то время в Нью-Йорке и Вашингтоне были построены первые прототипы. Однако многие годы цены на видеофонию были заоблачными: даже после удешевления и массового внедрения сервиса компанией Bell (35 лет назад!) ежемесячный абонемент обходился в целых 90$ (не нужно забывать, что в 70-е годы 90$ были равны сегодняшним 350$). Еще одна проблема: по собственным исследованиям Bell, проведенным в 1950-х годах, люди не всегда хотят, чтобы во время разговора видели их лицо. То есть, технология оказалась провальной по причине ее невостребованности. Даже сегодня, когда хорошая связь в большинстве крупных городов перестала быть проблемой, люди очень редко совершают видеозвонки (хотя бы по сравнению с голосовыми звонками).
Безопасная сигарета
В 1960-х годах «Минздрав США предупредил», причем официально: сигареты вызывают рак. Табачные компании ответили попытками разработать полностью безвредную сигарету. Группы исследователей работали над фильтром, который фильтровал бы дым на предмет опасных химических соединений, были даже нелепые разработки, предполагающие курение листьев салата (еще бы конфеты пытались курить, как в анекдоте). Однако все эксперименты в этой области закончились ничем. Чудо-фильтр так и не был разработан, сигаретные компании к 1990-м годам бросили заниматься «ерундой» и сконцентрировались на массовом производстве старых-добрых сигарет вызывающих рак.