|
После подписания указа №515 "О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь" вся полнота власти перешла Оперативно-аналитическому центру при президенте. Такому решению предшествовала многолетняя борьба различных группировок за будущее одного из самых перспективных и "денежных" сегментов белорусской экономики.
Сфера ИКТ нуждалась в реформах. Этот факт ни у кого не вызывал сомнений. "Белтелеком" (читай, Минсвязи), как собака на сене, оказался заложником собственного монопольного положения, по объективным причинам не был способен сам себя реформировать, при этом не давал возможности рынку привлекать многосотмиллионные инвестиции. Помимо, собственно, огромных денег, которые проходили мимо Беларуси из-за монополии, существовала и еще одна причина, которая не позволяла реформировать отрасль по понятным и прозрачным правилам - желание властей полностью контролировать интернет как независимый источник информации.
Эти две причины и легли в основу оформленной серией указов конструкции реформ ИКТ-рынка, которые, с одной стороны, должны способствовать привлечению в отрасль инвестиций, а с другой стороны - сохранить полный контроль государства над белорусским интернетом.
Начало было положено мозаичным указом №60, смысл положений которого не был ясен не только участникам рынка, но и формальным авторам документа. Все дальнейшее обсуждение и шарахания госорганов в интерпретации лишь подтверждают предположения экспертов о том, что Указ №60 не являлся концептуальным документом, а был набором предложений приближенных к власти структур, собранных в спешке, призванных замаскировать суть изменений.
Спустя восемь месяцев можно говорить, что единственной разумной причиной появления Указа №60 являлось желание лоббирующих интересы ОАЦ структур заложить "мину" под работавшую десятилетиями схему принятия решений в ИКТ и отобрать монополию "Белтелекома". Другими словами, создать альтернативный центр принятия решений, который не будет руководствоваться лишь корпоративными интересами одного, пусть и крупного, субъекта хозяйствования. Дальнейшие шаги по расчистке юридических препонов (создание СОРМ, внесение изменений в Закон об электросвязи, создание единой сети передачи данных) лишь подтверждают общий вектор запланированных изменений.
В общих чертах будущее белорусского рынка телекоммуникаций из кабинетов авторов реформы выглядит так: создание супермонополии на рынке передачи данных в лице частно-государственного холдинга «Национальный центр обмена трафиком» под контролем ОАЦ, создание условий и механизмов для привлечения крупных инвесторов с обязательным учетом интересов "госудаства", аккумулирование и контроль всех денежных потоков в руках нового "эффективного управляющего", сохранение полного контроля за белорусским гражданами в сети. Эта конструкция идеально вписывается в существующую в Беларуси модель государственного капитализма - достаточно посмотреть на другие отрасли экономики. К сожалению, в этой схеме нет места частной инициативе, независимому бизнесу и цивилизованным инвесторам.
Окончательно суть "реформы" будет сформулирована в Концепции развития национального сегмента сети Интернет, проект которой должен быть обнародован до 31 декабря 2010 года.