|
Но именно мышь сделала возможным появление интуитивных и понятных графических интерфейсов, один из которых находятся прямо сейчас на вашем экране.
Первые манипуляторы курсором на экране выглядели, конечно же, немного иначе, чем какой-нибудь «грызун» от Logitech, занявший место на вашем столе. Так давайте же пролистаем краткую историю в картинках, которая поможет нам представить приблизительный ход развития манипулятора «мышь» в течение долгих лет опытов и ошибок.
Итак, добро пожаловать в машину времени. В путешествие от боулинговых шаров прошлого до управления курсором силой мысли будущего.
Самый первый трекбол в мире (и самое первое устройство, предполагающее передвижение курсора движениями руки) был изобретен в Королевском военно-морском флоте Канады в 1952 году. На самом деле – это был обычный шар для боулинга, подключенный к древнему «железу», отслеживающему его вращения. Так как весь проект был военной тайной, дизайн так никогда и не запатентовали.
Первое устройство, которое по достоинству можно назвать деревянным дедушкой сегодняшней пластиковой мышки, было разработано Дугласом Энгельбартом (Douglas Engelbart) в 1963 году. Для отслеживания движения «грызуна» по поверхности, Дуглас использовал два колесика, установленные перпендикулярно относительно друг друга (и представлявшие, соответственно, на экране две оси координат курсора – X и Y). И, как в случае с современной мышью, предполагалось, что пользователь будет держать ее в своей ладони.
В 1968 году немецкая фирма Telefunken Rollkugel выпустила первую мышь, в основе которой лежал шарик (некоторые из наших читателей, возможно, помнят подобные мыши, популярные до прихода оптических). Помимо шарика манипулятор оснащался одной-единственной кнопкой и предназначался для отрисовки векторной графики.
Наконец, наличие механизма отслеживания координат с движущимися частями сочли ненадежным, и в 1970-х компания Xerox выпустила уже более современную модификацию мыши, использующую вместо проклятого резинового шарика (который вечно приходилось мыть) светодиоды и оптические сенсоры. Мышь называлась Alto и требовала для своей работы распечатанную на принтере сетку. Обратите внимание, какие милые и удобные у нее кнопки!
В 1981 все та же Xerox адаптировала ранее выпущенный манипулятор Alto под применение в своей системе 8010 с графическим пользовательским интерфейсом Star. Несмотря на то, что это – первая мышь, доступная потребителю, стоимость компьютера 8010 на тот момент составляла 75 000 $!
В этой мышке Apple решила применить резиновый шарик. Манипулятор предназначался для компьютера Apple Lisa (стоимостью в 10 000 $), выпущенного в 1983 году. Мышь для Lisa оснащалась лишь одной кнопкой и огромным стальным шаром. Еще довольно долгое время у мышей Apple была лишь одна кнопка.
Мыши с инфракрасными передатчиками разрабатывались еще в 1984 году, однако, для их работы манипулятор должен был постоянно находиться на линии прямой видимости ИК-приемника. В 1991 году компания Logitech выпустила первую беспроводную мышь, работающую не с ИК, а с радиосигналом: Cordless MouseMan.
И снова компания Logitech оказалась впереди, выпустив первую потребительскую мышь с лазерным сенсором в 2004 году – MX1000. До тех пор использовались преимущественно оптические мыши, в которых светодиод подсвечивал поверхность под оптическим сенсором, а тот следил за перемещениями манипулятора. Использование лазера дало мышам дополнительную точность позиционирования, «отзывчивость» и возможность использования на множестве разных поверхностей.
На фотографии изображена мышь Logitech MX Air со встроенным гироскопом, определяющим перемещения без надобности считывать их извне. А благодаря встроенным акселерометрам вы можете вообще поднять мышь в воздухе и водить ей высоко над поверхностью.
Мышь была изначально спроектирована только для ввода координат, однако она способна обеспечивать и обратную отдачу. Представьте, что вы водите курсором по элементам управления и чувствуете границы и поверхности этих окон, кнопок и ползунков. Novint Falcon для обеспечения отдачи использует моторчики, управляющие тремя «ручками», держащими «курсор».
Манипуляторы «мышь» всегда работали исключительно с двумя измерениями на экране монитора. Однако, в современном мире 2D уже непопулярно, сейчас «бум» на 3D. Вариант, представленный на фотографии, разработан компанией Axsotic и предоставляет пользователю шесть степеней свободы: вдобавок к тому, что шарик можно двигать по трем осям, его еще можно крутить во все стороны.
Любую мышь до выпуска манипулятора Microsoft Kinect нужно было «возить» по столу или перемещать в трехмерном пространстве. Но мы живем в современном мире, и нужны новые интересные решения. Microsoft представила такой манипулятор, которому не нужно непосредственное физическое взаимодействие с пользователем. Пользователь может управлять компьютером (в данном случае, игровой приставкой Xbox) жестами – манипулятор пристально следит за ним и все понимает. И скоро подобные системы будут встраиваться в лэптопы и даже мобильные телефоны.
Мыши двухмерные? Мыши трехмерные? Жесты? Все это слишком сложно. Будущее за считыванием мозговых волн! Сегодня технология еще не готова управлять курсором мыши и соперничать с уже существующими манипуляторами. Однако разработки в этом направлении идут полным ходом, и скоро даже парализованные люди смогут набирать тексты, управлять курсором и вообще, вести полноценную работу за компьютером, при помощи одной лишь головы и глаз.