|
Однако в целом IPv6-трафик по-прежнему занимает лишь незначительную долю информационных перетоков Интернет, и эксперты в который раз кивают на инертность и лень. Увы, подавляющее большинство сетян — вне зависимости от того, как они используют Сеть — предпочитают действовать в полном соответствии с русской поговоркой про жареного петуха.
Впрочем, заминка с переходом на свежую версию главного интернет-протокола — не единственная и, по крайней мере на текущий момент, не самая страшная из нескольких миграционных проблем, тормозящих эволюцию Веб. Настоящим камнем на шее глобальной сети висят старые версии браузеров.
Десять лет назад, ещё до релиза Windows XP, Microsoft выпустила шестую версию Internet Explorer. В следующую пятилетку она стала самым популярным инструментом для веб-сёрфинга на планете — популярным настолько, что и по сей день мир не может избавиться от неё окончательно. Ситуация с другими браузерами немногим лучше.
Убеждать и соблазнять новшествами здесь очевидно бесполезно. Подвигнуть публику на апгрейд способны лишь радикальные меры — и они последовали: на днях Google, владеющая одним из самых популярных наборов веб-сервисов, объявила, что вводит жёсткую политику в отношении поддерживаемых версий веб-браузеров. Начиная с 1 августа Firefox версий 3.5 и более старых, Internet Explorer 7 и старше, Safari от 3 и Chrome от версии 9 будут вычеркнуты из списка официально совместимых с Gmail, Talk, Docs и ряда других сервисов Google.
Так выглядит расстановка сил на браузерном рынке по данным Net Applications. Internet Explorer - единственный браузер, чья устаревшая версия используется больше чем 10% сетян
С этого момента и впредь компания ограничит поддерживаемые браузеры двумя крупными, самыми свежими стабильными релизами (IE 9 и 8, Firefox 4 и 3.6 и т.д.). Google не намерена блокировать доступ, но перестанет тестировать новую функциональность на совместимость со старыми версиями программ. В результате какие-то функции могут работать неправильно, какие-то не работать вовсе.
Причин, по которым Google решилась на столь радикальный шаг, всего две. Первая — ввод в употребление HTML5 и связанный с этим бэби-бум инновационных веб-механизмов. Благодаря им, интернет-приложения имеют возможность развиваться быстрее классического софта, тогда как архаичные браузеры, естественно, ограничивают свободу манёвра для девелоперов.
Вторая причина обусловлена выросшим темпом разработки самих браузеров (см. «Десятый Эксплорер, одиннадцатый Хром...»), ещё больше усложняющим жизнь веб-программистов. Представьте, какую работу приходится проделывать создателям сложных сервисов, чтобы гарантировать совместимость своих продуктов не только с разными типами, но и разными версиями одних и тех же инструментов для сёрфинга в Сети.
Google стала первым из больших разработчиков веб-приложений, прямо вынуждающим пользователей обновить программный арсенал. Но что касается создателей браузеров, они уже давно ведут необъявленную войну со старьём — и не всегда успешно.
Настоящей занозой в мягких тканях Microsoft сидит уже упоминавшийся IE6. Безнадёжно устаревший технически, ставший и остающийся излюбленной лазейкой для киберкриминала, шестой Internet Explorer держится на плаву благодаря инерции корпоративных пользователей («заточивших» под него свои локальные сайты) и пиратству (на Китай приходится треть сетян, эксплуатирующих эту версию — вероятно, по причине засилья «левых» копий Windows XP).
Софтверный гигант ведёт масштабную пропаганду, призывая «застрявших в нулевых» пользователей обновиться хотя бы до IE8 (что не требует обновления операционной системы). Но результаты так себе: по данным Net Applications, за последние двенадцать месяцев доля IE6 в общей массе снизилась с 17% лишь до 10%.
Большая часть пользователей IE6 квартируют в Китае и Индии, однако небольшие по отдельности национальные доли развитых стран суммарно и по сей день обеспечивают IE6 ощутимую популярность
Высокая степень интеграции Internet Explorer с операционной системой, по всей видимости, дополнительно осложняет распространение его свежих версий. У конкурентов, избавленных от привязки к ОС, дела обстоят лучше. Обновление Firefox, Chrome или Opera не требуют внесения изменений в систему, а потому автоматическое обновление здесь устраняет разрыв достаточно быстро. К примеру, Mozilla Foundation, устав от попыток убедить 12 миллионов остающихся пользователей Firefox 3.5 обновиться до 3.6 и 4.0, решила провести апгрейд принудительно - и надеется решить вопрос за пару месяцев.
Издатели Chrome и Opera не наблюдают проблемы вообще: автоматический апгрейд этих программ изредка отключают лишь технически подкованные пользователи, в результате чего основная масса юзеров работает на свежих версиях.
Тем удивительней, что отклики на инициативу Google оказались по большей части негативными. Почему? Располагая свежей статистикой посещаемости крупных веб-ресурсов, можно оценить суммарную долю пользователей, которым Google отказала в поддержке. Это примерно 25%. Получается, каждый четвёртый сетянин в настоящий момент работает на устаревшем, либо официально не поддерживаемом Google браузере (как, например, Opera).
Больше половины отсеянных используют Internet Explorer, обновление которого тормозится необходимостью вносить серьёзные изменения в ОС (установка сервис-паков и т.п.). Последнее само по себе затруднительно, если копия системы нелицензионная, либо устарел компьютер. Но и у конкурентов «Эксплорера» не всё гладко. Взятый разработчиками Firefox курс на частые релизы значительно превосходит темп выпуска дистрибутивов Linux, куда он по умолчанию входит — и, как следствие, требует от пользователей дополнительных усилий для поддержания программы в актуальном состоянии.
Универсальный минус — сложности с поддержкой браузерных плагинов/аддонов, работоспособность которых часто нарушается даже после минорной смены версии браузера. Добавьте сюда проблемы корпоративных пользователей (закостенелые интранет-решения, неприятие частых апгрейдов) и вы получите полный перечень узких мест.
Избавление, как это часто бывает, обещает прийти с неожиданной стороны. Сегодня на рынке веб-браузеров доминирует тенденция к уменьшению совокупной доли Internet Explorer. Согласно всё той же статистике Net Applications, за май доля IE усохла на один процент (до 54%), а за год уменьшилась на 6%. Если темп сохранится, заветная отметка «50» будет пересечена ещё до конца года.
Изюминка момента в том, что многие наблюдатели ожидают сваливания IE в вертикальное пике с приходом в Сеть мобильных клиентов — пользователей смартфонов и планшеток. Влияние Microsoft здесь исчезающе мало, благодаря чему расстановка сил на браузерном рынке и общая ситуация с застарелыми версиями должна измениться в лучшую сторону резко.