В России наибольшей популярностью среди Web 2.0 проектов пользуются социальные сети, блоги, видеохостинги и фотохостинги. К такому выводу пришли аналитики J’son & Partners Consulting.
Агентство определяет Web 2.0 как комплексный подход к организации, реализации и поддержке web-ресурсов, при котором для сайтов становятся характерны принципы горизонтальной передачи информации пользователями (content sharing), а также возможность участвовать в онлайн social-media диалоге c создателем контента. Это отличает Web 2.0 ресурсы от сайтов, где роль их пользователей сведена к пассивному потреблению контента, созданного для них.
Основная аудитория социальных сетей, по мнению аналитиков, сосредоточена в трех крупнейших проектах: безусловным лидером является ресурс Vkontakte.ru, второе место занимает МойМир@Mail.ru, на третьем месте находится социальная сеть Odnoklassniki.ru. Остальные игроки существенно отстают от тройки лидеров и занимают незначительную долю рынка.
По оценкам J’son & Partners Consulting, активная аудитория социальных сетей в России на конец 2 кв. 2011 г. составляла 43,6 млн пользователей.
Аудитория блог-сервисов в России на конец 2 кв. 2011 года составляла 18,6 млн пользователей. Лидер по посещаемости среди российской аудитории интернета – блог-сервис LiveJournal, далее следуют LiveInternet и Блоги@Mail.Ru.
Топ-3 социальных сетей в России, 2 кв. 2011*
№ | Блог-сервисы | Среднемесячная аудитория, млн |
1 | Vkontakte.ru | 28,8 |
2 | МойМир@Mail.Ru | 18,6 |
3 | Odnoklassniki.ru | 18,0 |
*С учетом пересечения аудиторииИсточник: TNS Web Index, J’son & Partners Consulting
Аудитория фотохостингов в России на конец 2 кв. 2011 года составляла около 21 млн пользователей. Лидером в этом сегменте является сервис Mail.ru Фото, за которым следуют Яндекс Фотки и Radikal.ru.
Топ-5 блог-сервисов в России, 2 кв. 2011
№ | Социальные сети | Среднемесячная аудитория, млн |
1 | LiveJournal | 13,7 |
2 | LiveInternet | 8,8 |
3 | Блоги@Mail.Ru | 4,9 |
4 | Я.ру | 4,6 |
5 | Diary.ru | 2,5 |
Источник: TNS Web Index, J’son & Partners Consulting
Аудитория видеохостингов в России на конец 2 кв. 2011 года составляла около 31 млн пользователей. Специфика российского рынка такова, что непрофильные игроки – порталы, изначально не специализирующиеся на видео – накапливают большое количество видеоконтента и занимают в итоге лидирующие позиции в статистике онлайн-видеосмотрения, отмечают аналитики. Таковыми, по их мнению, являются видеохостинги Яндекс Видео, Vkontakte Ролики и Mail.ru Видео.
Топ-5 фотохостингов по посещаемости, 2 кв. 2011
№ | Фотохостинги | Среднемесячная посещаемость, млн |
1 | Mail.ru Фото | 13,1 |
2 | Яндекс Фотки | 8,6 |
3 | Radikal.ru | 7,6 |
4 | Imgsrc.ru | 4,4 |
5 | Qip.ru Фото | 1,6 |
Источник: TNS Web Index, Liveinternet.ru, J’son & Partners Consulting<
Делая выводы о состоянии рынка, аналитики отмечают, что рост аудитории привлекает больше рекламодателей. Благодаря тому, что Web 2.0 проекты являются наиболее массовыми и посещаемыми, они были и остаются отличными рекламными площадками, а Social Media Marketing является устойчивым трендом 2009-2011 г. в сфере маркетинговых коммуникаций.
Топ-7 видеохостингов по посещаемости, 2 кв. 2011
№ | Фотохостинги | Среднемесячная посещаемость, млн |
1 | Youtube | 22,1 |
2 | Rutube | 19,7 |
3 | Яндекс Видео | 12,1 |
4 | Vkontakte Ролики | 10,0 |
5 | Mail.ru Видео | 8,0 |
6 | Smotri.com | 7,2 |
7 | Tvigle | 6,3 |
Источник: TNS Web Index, J’son & Partners Consulting
Популярность геосервисов и мобильных социальных сетей продолжает расти. Бурный рост рынка смартфонов и растущие продажи планшетов обеспечивают миграцию социальных и Web 2.0 сервисов на мобильные терминалы.
Несмотря на доминирование нескoльких крупных игроков, продолжается возникновение и рост нишевых социальных сервисов, обеспечивающих эффективное разделение кругов общения пользователя, создание и обсуждение соответствующего контента.
Электронные гаджеты, обеспечивающие легкость создания User Generated Content, продолжают становиться доступнее и распространеннее. Оснащение их GPS-модулями облегчает привязку контента к геолокациям и интеграцию его в картографические сервисы.