Google строит свой автомобиль на основе Toyota Prius. (Инфографика New York Times.)

Юридические проблемы беспилотных автомобилей намного сложнее технических

25.01.2012 - 23:38
Популярность события Нет комментариев
Средняя оценка читателей: 0
Комментарии (0), обсуждается на форуме

Университет Санта-Клары (США) провёл симпозиум, посвящённый правовым аспектам появления на дороге беспилотных автомобилей.

Корпорация Google показала, что компьютерные системы, готовые заменить человека за баранкой, уже в значительной степени работоспособны и могут ограничить число человеческих ошибок, которые считаются главной причиной 33 тыс. ежегодных случаев смерти и 1,2 млн травм на дорогах США. Ещё один плюс в том, что такой транспорт способен повысить эффективность использования топлива и снизить выбросы, а также восстановить первенство США в мировом автопроме. Но вопросы юридической ответственности, конфиденциальности и страхового регулирования до сих пор не решены, и участники симпозиума отметили, что проблемы подобного рода могут создать гораздо больше трудностей, чем технические вопросы.

В конце прошлого года Себастьян Трун, директор проекта «гугломобиля», заявил, что прототипы намотали 200 тыс. миль (320 тыс. км) без аварий, пребывая под полным контролем компьютеров. Google и автопроизводители вот уже два года лоббируют изменения в законодательстве, позволяющие таким авто выйти на дороги страны. В прошлом году Невада стала первым штатом, легализовавшим «беспилотники»; аналогичные законопроекты рассматриваются во Флориде и на Гавайях; вскоре этим же займутся в Калифорнии.

Федеральное правительство пока не располагает достаточной информацией, чтобы определить, как регулировать подобные технологии, объявил собравшимся Кевин Винсент, главный юрисконсульт Национального управления безопасности дорожного движения.

Сомнения подпитывает то, что, несмотря на все успехи, с рядом техническим проблем справиться пока не удалось. Развитие искусственного интеллекта ещё не достигло высот, которые позволяют выполнить такие тривиальные для человека задачи, как приказ полицейского остановиться или просьба дорожного рабочего сменить полосу. И прорывов в этом направлении не ожидается.

Более того, даже после того, как умные машины сравняются с человеком, останется множество вопросов, отметил на конференции Свен Бейкер, исполнительный директор Центра автомобильных исследований Стэнфордского университета. Люди часто нарушают правила — например, игнорируют знак «Стоп!» или превышают скорость. Смогут ли вежливые и законопослушные роботы правильно среагировать на такое поведение? Например, оказавшись на нерегулируемом перекрёстке, вежливый автомобиль никогда не стронется с места, потому что ему никто не уступит дорогу. Поэтому г-н Бейкер прогнозирует, что такие транспортные средства появятся лишь лет через двадцать — да и то на нескольких специально отведённых для них трассах.

Вопросы юридической ответственности и страхования тоже далеки от разрешения. Гэри Марчант, директор Центра по вопросам права, науки и инноваций Юридической школы Университета штата Аризона, полагает, что разработчикам и производителям беспилотных автомобилей придётся брать на себя настолько большие обязательства, что никто не захочет вкладывать деньги в эту отрасль. Впрочем, есть примеры, когда подобную проблему удавалось обойти. Например, законодательство США освобождает от ответственности производителей вакцин, поскольку потенциальная польза от них слишком высока, чтобы задумываться о рисках.

Несколько участников симпозиума обратили внимание и на то, что автономные транспортные средства будут сильно зависеть от спутниковых навигационных систем и других данных, которые уязвимы для атак хакеров.

Инженеры Google посетили конференцию, но откровений от них не дождались. В то же время некоторые эксперты заявили, что, по их данным, корпорация намерена усилить лоббирование и вывести на дорогу беспилотные фургоны и такси уже в 2013–2014 годах.

Компьюлента

Просмотров: 704


Специальные предложения
РЕКЛАМА
Обзоры от TECHLABS.BY Rss
Новости компаний Rss